skip to Main Content

Существовала ли железная дорога на деревянных рельсах? Давайте сначала посмотрим на «технические» стороны этого вопроса. У всех нас такое понятие, что, колеса делаются из металла. Но вспомним конскую телегу. У нее колеса-то из дерева! Не полностью, конечно, а так, несколько брусков — отрезков с загибом небольшим вовнутрь, которые по кругу обшиты металлической полосой. У первых велосипедов колеса тоже были деревянными! Да и сам велосипед – тоже весь был из дерева. Как на нем ездить? Педалей и цепей нет. Ездок по очереди отталкивается с помощью ног по земле. Разумеется, такой велосипед был громоздким, неудобным для катания и все же по тем временам «технически» считался совершенным.

Но здесь речь пойдет не о конских телегах или первых велосипедах! Речь идет о деревянных рельсах… Шпалы в мире появились лишь во второй половине прошлого века, да и то не везде. Во многих странах рельсы по-прежнему являются деревянными, пропитанными специальным составом, защищающим от сырости, которые с успехом могут выдержать многотонные составы, идущие с большой скоростью. Шпалы устойчиво лежат на поверхности земли, частично углубленные в грунт, между ними есть насыпь из слоя гравия или щебня. Да и что будет, невелика беда, если в какой-то шпале появится трещина, из-за которой состав не пойдет под откос. Современная железная дорога где- то и сейчас предстаёт наполовину… деревянной! А вот рельсы, конечно, стальные. А были они когда-то деревянными, есть ли пример деревянных рельсов? Есть!

В Башкирии металлургия начала развиваться еще до октябрьской революции. Медеплавильный завод в Баймаке начал работать в 1913 году, который просуществовал до 1956 года, потом его преобразовали в машиностроительный. Ныне у предприятия статус литейно–механического производства.

Уроженец города Красноуфимска Свердловской области Александр Степанович Манылов пришёл на медеплавильный завод после окончания Уральского политехнического института в 1953 году. Сначала был назначен сменным мастером, а потом стал во главе металлургического комбината. Потом Манылов стал Почетным изобретателем СССР, Заслуженным металлургом Российской Федерации. Как человек-легенда, он прекрасно знал историю металлургии на Южном Урале. От него однажды я и узнал про железную дорогу на деревянных рельсах. В то время я только начинал знакомиться с историями про Урал, эту историю Александр Степанович рассказал… 1 апреля, поэтому его рассказ принял за розыгрыш. Позже все же стало интересно, и я стал уточнять эту информацию. Оказалось, дорога на деревянных рельсах существовала!

В годы войны на башкирском Зауралье оборонные предприятия давали большое количество меди, которая выплавлялась из добытой в тяжелых условиях медной руды. Зауралье экономически зависело от города Магнитогорска, расположенного в Челябинской области, но относилось административно к Башкирии. Эта «нестыковка» не позволяла использовать ресурсы другого региона, который находился более близко к месторождениям руды, но регион не имел нормальных дорог и государственной линии электропередач. На Баймакском заводе получали электрический ток силовой станцией, которая работала на торфе, а его приходилось доставлять издалека. Возможность доставки была только на лошадях и маломощных автомашинах, часто ломающихся из-за износа. Нужна была узкоколейка для доставки торфа на завод.

Тогда в транспортном цехе был начальником Александр Спиридонович Бабошкин, который пришел на завод в 1943 году. Когда с транспортной проблемой стало совсем туго, он стал искать выход из положения. Кто–то подсказал идею съездить в рабочий поселок Тубинск, где находится в бездействии автомобиль ЗИС, а вдруг будет возможность использовать его как транспортное средство, заиметь для завода. Автомобиль привлек его внимание своими… колесами. Жители Тубинска не могли найти для этой машины резину, но решили пойти по пути конских телег и стали использовать деревянные колеса, у которых были обшиты нижние части железными полосками. Голь всегда была на выдумки хитра! Таким образом, появляется идея рельсов из дерева для узкоколейной железной дороги! Длина узкоколейки составляла в то время 25 километров. Торф в вагонетках по ней сначала возили на конской тяге. На путь обычно туда и обратно уходили сутки. Потом отыскали маленький паровозик и стали на нем доставлять руду в Баймак по горным перевалам.

…Сейчас эта удивительная дорога находится в разобранном виде, хотя могла бы стать своими некоторыми участками достопримечательностью для туристов. Но только на Западе могут и умеют на экзотике делать деньги. А у нас канули в небытие узкоколейки в красивейших местах башкирской природы, где за «зелененькие» можно было бы «покатать» не только иностранцев, но и своих богатеньких.

Back To Top