Железнодорожный путь – это сложное инженерное сооружение, которое состоит из двух основных элементов: верхнего строения пути (ВСП) и земляного полотна. К ВСП относятся балласт и рельсошпальная решетка.
Соединение рельсовых цепей со шпалами и между собой, происходит с помощью промежуточного и стыкового скрепления.
Промежуточное. Подобное скрепление обеспечивает надежное соединение между рельсом и шпалой. В зависимости от назначения эксплуатируемого участка пути, грузонапряженности, скорости движения подвижного состава и материала из которого изготовлена шпала, различают такие основные типы:
КБ. Применяется на железобетонных шпалах. Состоит из металлической подкладки, которую болт закладной крепит к шпале, а рельс надежно фиксирует на подкладке болт клеммный. Кроме этого в конструкцию скрепления входит амортизационная резиновая прокладка и пружинная шайба.
КД. Данный тип скрепления внешне похож на КБ и применяется на участках с деревянными шпалами. Вместо закладного болта используется шуруп путевой, который фиксирует подкладку на шпале.
ДО. Применяется на деревянных участках пути, рельс и подкладку с квадратными отверстиями фиксирует железнодорожный костыль, который забивается путевым молотком. Под подкладкой размещается амортизационная резина.
Стыковое. Предназначено для соединения отельных пар рельс в единую рельсовую цепь. Для этого применяется стыковой болт и накладка, которые имеют различные размеры и геометрическую форму, в зависимости от типа рельса (стыковой болт Р50, Р65 и т.д.).
Особенности различных типов промежуточных скреплений:
Конструкция КБ благодаря применению клеммного и закладного болта, отличается простой сборкой и надежностью. Каждый элемент конструкции может быть заменен в отдельности. Применяется на участках интенсивного грузового и пассажирского движения.
Конструкция ДО применяется на малодеятельных участках или участках подверженных пучинам и шахтным подработкам. Отличается простым монтажом, не требующими профессиональных навыков, и надежными эксплуатационными характеристиками.
Конструкция КД применяется на участках главного хода движения поездов, благодаря шурупному креплению подкладка надежно закрепляется на шпале и удерживает установленную ширину пути. Кроме этого подобное скрепление широко используется на деревянных стрелочных переводах, в качестве основного.