Изготовление и параметры
Рельсы трамвайные производятся из специальных марок стали (М75 и М76, согласно требованиям ТУ 14-2Р-320-96) на рельсопрокатных станах. В отдельных случаях рельсы изготавливаются методом литья, например, рубки для кривых малых радиусов и элементы стрелочных переводов.
Трамвайным рельсам предъявляются следующие обязательные требования:
- строго нормированные твердость и прочность;
- гибкость, для возможности устройства круговых и переходных кривых.
Длина трамвайного рельса составляет 12,5 метров, железнодорожного — 25 метров. Допуск не более 10 миллиметров. Допустимая равномерная кривизна рельса со стрелой прогиба в горизонтальной плоскости не должна превышать 1/2200 его длины, а в вертикальной – 1/1000 его длины в сторону подошвы. Кривизна концов не должна быть больше 0,5 миллиметров.
Существенным отличием железнодорожных рельсов от трамвайных является наличие специального желоба у последних. За счет вхождения реборды колес обеспечивается прохождение трамвая по кривой меньшего радиуса.
Обозначение
Трамвайные рельсы, применяющиеся для монтажа на специальных плитах и шпалах, состоят из подошвы, шейки, головки и губки.
Буквой «Т» обозначают рельсы трамвайные, а буквой «Р» железнодорожные. Тн и Тв – обозначение низкого и высокого рельса соответственно. Цифры в маркировке означают массу в килограммах одного метра рельса. Например, Тв-65 означает высокий трамвайный рельс, масса одного метра которого составляет 65 килограммов.
Виды рельсов и их применение
В соответствии со СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии» в трамвайных путях могут применяться такие типы рельсов:
- железнодорожные рельсы, при самостоятельном и обособленном полотне, в тоннелях скоростного трамвая;
- рельсы желобчатые трамвайные, при совмещенном полотне;
- бесшеечные трамвайные рельсы, имеющие низкий профиль и, благодаря этому, уменьшающие строительную высоту верхнего строения пути. Рельсы бесшеечные используются повсеместно при плановом и текущем ремонтах ВСП на путепроводах и в местах пересечений с коммуникациями. Раньше в России изготавливали тип бесшеечных рельсов РТЖБ-58, но сегодня производство прекращено. Вместо них используются аналоги EC LK1 стандарта PT-W-411/a/98.
Трамвайные рельсы с губкой имеют несимметричную сложную форму, поэтому стоят дороже, чем типовые. Эти тип рельсов используются для укладки в кривых и прямых участках пути, позволяют избежать схода колесной пары при проявлении угла в плане. Для кривых участков пути рельсы имеют увеличенную ширину губки. В прямых участках такие рельсы предназначаются также для сохранения асфальтового покрытия от повреждения, а также его попадания в зону прохождения колесных реборд. В кривых участках губка играет роль контррельсов, работая гораздо более эффективно типовых контррельсов.
Рельсы желобчатые бывают:
- Тв60 (Т58), применяются при совмещенном полотне;
- Тв65 (Т62), РТ62 и РТ62Е рельсы трамвайные ГОСТ используются при укладке пути в кривых малых радиусов, на путепроводах, мостах и насыпях более 2 метров высотой;
- Р43 (не легче), применяются в ремонтных мастерских и при укладке путей в депо;
- РТ58 и РТ60Е для укладки в прямых участках пути.
В странах ЕС, где поддерживается стандарт EN 14811, используют рельсы следующих типов: 60R1, 60R2, 62R1 и 62R2. Существенной разницей между европейскими и отечественными рельсами является ширина подошвы: в России она составляет 150 миллиметров, а в странах ЕС – 180 миллиметров.
По изготовлению рельсы бывают:
- Х – повышенной точности;
- Y – нормальной точности.
По прямолинейности делятся на следующие классы:
- А – повышенной прямолинейности;
- В – высокой прямолинейности.
В зависимости от вида термического упрочнения бываю рельсы:
- НТ – нетермоупрочненные;
- Т – с термически упрочненной поверхностью катания и желоба.
По наличию на концах болтовых отверстий рельсы бывают:
- 2О – с отверстиями;
- БО – без отверстий.
Сейчас на путепроводах и мостах при реконструкции путей на совмещенном полотне начали использоваться бесшпальные конструкции, которые были разработаны институтом МосгортрансНИИПроект. Сооружение состоит из железобетонной плиты с утопленными в нее бесшеечными рельсами, которые закреплены резиновыми уплотнителями. Верхняя часть плиты осуществляет функции дорожного покрытия. Эта конструкция обладает долговечностью и удобна для ремонтных работ, в отличие от путей, уложенных по традиционным технологиям. Также новое решение существенно снижает вибрацию и шум во время движения вагонов. Впервые эту технологию применили в Чехословакии, а также в Москве и Львове.
Соединение рельсов
Трамвайные рельсы соединяются между собой контактной или алюмотермитной сваркой, по новым технологиям. Для предупреждения температурного расширения в некоторых местах рельсы крепят между собой болтовыми соединениями через накладки. Для обеспечения неразрывности электроцепи дополнительно примеряют проводники, приваривая их к концам рельсов с нерабочей грани.
Параллельные трамвайные рельсы крепятся специальными стержнями, которые служат для обеспечения постоянного расстояния между рельсами.
При использовании железнодорожных рельсов на кривых применяют контррельс. Там, где железнодорожные рельсы должны переходить в трамвайные, контррельс должен устанавливаться не менее чем за 3 метра до начала кривого участка. Причем, ширина желоба у концов контррельса не должна быть меньше 60 миллиметров, а через 0,8 метра – не более 35-40 миллиметров.