Зачастую возникает необходимость в использовании бетонных шпал бу для устройства железнодорожного полотна. Все необходимые работы регламентируются следующими нормативными документами:
- Положение о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах (от 16 августа 1994 г); .
- Технические условия на работы по ремонту планово-предупредительной выправке пути (от 28 июня 1997 г). .
- Инструкции по безопасности железнодорожного движения при ремонтных путевых работах.
Эти и другие вспомогательные документы устанавливают порядок переборки и дальнейшего использования старогодной путевой решетки на жб шпалах.
К повторному использованию пригодны железобетонные шпалы с рельсами Р50, Р65, Р75. Тип крепления болтовой — КБ. Старогодная путевая решетка подвергается разборке, все элементы сортируются и подвергаются дефектовке.
Железобетонные шпалы находят свое применение на главных путях 3 класса: Г 2, Г 3, Д 3, В 4, Б 5, А 6, Б 6. На путях 4 и 5 классов со старыми деревянными шпалами укладка жб шпал бу происходит по тем же правилам. Это относится и к сортировочным, подъездным, горочным путям 3 класса.
Все рассортированные шпалы железнодорожные ГОСТ делит на две группы годности: I и II. В связи с этим к ним применяются различные требования:
- Грузовой тоннаж с начала эксплуатации путей для обеих групп — не нормируется; .
- Срок службы со времени первой укладки — не нормируется; .
- Для обеих групп годности к повторному использованию не допускаются шпалы, ранее эксплуатируемые в зонах уравнительных пролетов; .
- Допустимы поперечные трещины шириной до 1 мм только для шпал бу второй группы годности; .
- Продольные трещины (без разрушения бетона шириной до 3 мм) разрешены для шпал второй группы годности; .
- Для обеих групп годности железнодорожных шпал применяются соответствующие нормативы по отколам бетона, указанные в нормативных документах; .
- Не допускаются дефекты в отверстии под крепящий болт, что является причиной его проворачивания и износу рабочих кромок; .
- Подрельсовая площадка шпалы должна иметь вогнутость до 1 мм для первой группы годности и до 5 мм для второй группы.
Железобетонные шпалы различных групп годности имеют свои области применения. Для вновь собираемой железнодорожной путевой решетке используются шпалы только первой группы годности. Все скрепляемые элементы должны иметь эту же группу.
При использовании шпал жб бу выпущенных до 1996 года необходимо применять нашпальные прокладки с торцевыми буртиками толщиной 8 мм. Это необходимо для предотвращения сужения колеи. Для различных категорий путей допускается от 30% до 50% новых путей и скрепляющих элементов.
Шпалы, имеющие вторую группу годности, подлежат отдельному складированию. Их применение ограничивается выборочным ремонтом железнодорожных путей с деревянными шпалами.
«Вторая жизнь» железобетонных шпал дает значительную экономию финансовых средств при эксплуатации путевого хозяйства железной дороги.