Железные дороги всегда были армированы щебнем, на который клалась рельсовая решетка. Только раньше скорость поездов и их вес были небольшими, и щебеночная подсыпка служила десятки лет. Когда перешли на четырехосные вагоны с весом более 60 тонн и увеличили скорость движения поездов, увеличили высоту щебеночной засыпки в 0,45-0,5 м.
Однако в ходе эксплуатации дорог щебеночные засыпки за счет динамики насыпи при движении поездов входили в почвенную насыпь, ее эффект снижался. Кроме этого в щебеночную засыпку попадала вода, она разжижала почву, и за счет динамической волны поезда снижала межремонтные сроки эксплуатации железной дороги.
При переходе на скорость движения поездов более 100 км / ч их эксплуатация стала чрезвычайно трудоемкой. Жизнь требовала скоростей 150-200 км / ч, а в некоторых странах — 250-350 км / час. При скорости поезда более 150 км / ч в земельном насыпе формируется динамическая волна, которая совсем меняет свое действие на почву.
При такой скорости поезда динамическая волна затягивает в грунт насыпи щебень, а при увлажнении насыпи разжижает его и делает невозможным дальнейшую эксплуатацию железной дороги. При таких условиях весь мир перешел на армированные насыпи железных дорог. Целесообразно будет все вопросы армирования насыпи железной дороги рассматривать на примере стандартов реконструкции основной площадки земляного полотна при скорости движения пассажирских поездов 200 км / час. При попадании в земляное полотно влаги либо при промерзании и оттаивании почвы динамическая волна разжижает земляное полотно и разрушает земляную насыпь.
Поэтому при скоростном движении поездов для защиты насыпи нужно решить три вопроса:
- Защитить насыпь от проникновения в него щебня балластной призмы.
- Предотвратить проникновение в земляную насыпь влаги как сверху, так и снизу.
- Предотвратить промерзание и оттаивание почвы в земельной насыпи геотканями или пенополистирольными плитами.