Железные дороги, в связи с необходимостью снижения эксплуатационных расходов, все больше применяют технологии репрофилирования или восстановления старогодных рельсов, то есть изделий бывших в употреблении, но подлежащих доведению до первоначальных размеров. Все старогодные рельсы подразделяются на категории в зависимости от степени износа.
Восстановление железнодорожных рельсов можно разделить на несколько видов:
- Непосредственно репрофилирование, проводимое методом фрезерования и шлифования;
- Устранение дефектов с поверхности головки рельса осуществляется наплавкой металла на изношенные места;
- При невозможности проведения предыдущих операций, дефектный участок вырезается, а куски рельсов свариваются в стандартную длину.
После выполнения ремонтных работ рельс получает необходимую поверхность головки, способствующую меньшему износу в дальнейшей эксплуатации.
Технологический процесс восстановления состоит в следующем. После сортировки рельсы попадают на правильный пресс, где изделие подвергается правке в горизонтальной плоскости. Затем проводится дефектоскопия на выявление скрытых изъянов металла. Негодные куски рельса вырезаются на абразивно-отрезном станке М 16-1648. Прошедшие контроль участки рельсов поступают на участок сварки, предварительно пройдя обработку концов шлифовальной машиной МРШВ.
Сваривают рельсы на стационарной рельсосварочной машине К-100. Встроенный гратосниматель убирает грат и выдавленный металл, затем происходит правка сварных швов и их зачистка. Репрофилирование рельсов проходит на рельсофрезерных станках РФС 6992, после чего профиль головки соответствует необходимым параметрам. Далее сварочные швы проходят ультразвуковой контроль на целостность.
Все необходимое оборудование в составе технологической поточной линии установлено на базе специального рельсосварочного поезда. В зависимости от задач рельсофрезерный станок РФС 6992 может выполнять разные функции:
- Фрезерование кусков различной длины с последующей их сваркой;
- Фрезерование рельсов стандартной длины;
- Фрезерование комбинированных участков из старогодных и новых рельсов;
- Фрезерование плетей старогодных рельсов.
Станок РФС 6992 обеспечивает необходимые технические параметры при восстановлении рельсов типа Р65 и Р75.
При эксплуатации железнодорожного полотна возможен так называемый волнистый износ, когда поверхность головки покрывается выпуклостями различной длины. Такие дефекты устраняются методом шлифования. Шлифовка убирает затвердевшие края рельса, а также придает его сплющенной поверхности необходимую кривизну.
Для предотвращения волнистого износа применяют профилактическую шлифовку. При этом шлифовальное устройство совершает меньшее число заходов и, соответственно, происходит меньший съем металла. Такая профилактическая обработка рельсов является более экономичной, чем устранение уже появившегося волнистого износа.