Атлантик-М

Материалы для железных дорог

Стрелочный перевод — по сути, является соединением путей, которое предназначено для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Для соединения близко расположенных рельсовых путей создается съезд. Он состоит из двух стрелочных переводов и соединительного пути между ними. В России наибольшее применение нашли стрелочные переводы с остряками – «французская» стрелка.

Стрелочный указатель используется в ручных стрелках для обозначения, в каком направлении переведена стрелка. В автоматических стрелках указателей нет, направление определяется положением остряков. Остряки — подвижные участки рельсов. Остроганный конец остряка называется остриём, противоположный — корнем. Крепятся остряки только в корне. Тяги соединяют остряки между собой. Шаг остряка – это расстояние от остряка до рамного рельса. Один из остряков плотно прижат к рамному рельсу, а другой отведён. Для фиксации стрелки в одном положении используются замки Мелентьева. В месте пресечения путей устанавливается крестовина. Сердечник крестовины — основная деталь, представляющая собой подвижный или неподвижный треугольник. Усовики обеспечивают нужное направление колеса в местах «мертвой зоны»

Стрелочные переводы в России обозначаются маркой крестовины – в виде дроби. Здесь числитель – ширина сердечника, знаменатель – длина сердечника. Самые распространенные марки переводов: 1/18 и 1/22, где скорость движения до 100 км/ч и 120 км/ч, соответственно. Еще распространены симметричные переводы 1/9, 1/11, 1/6 и 1/4,5. На главных путях и приёмо-отправных путях пассажирского движения стрелочные переводы имеют крестовины не круче 1/11. При движении поездов только по прямому пути перевода запрещено иметь марку крестовины 1/9 и круче. Прочие пути имеют стрелочные переводы с крестовинами не круче 1/8, а симметричные не круче 1/4,5. Скорость движения по стрелочным переводам 1/9 и 1/11 разрешается не выше 100 и 120 км/ч (соответственно), на боковой путь не выше 40 км/ч, по переводам из рельсов типа Р65 с крестовиной марки 1/11 — до 50 км/ч, по симметричным переводам с крестовиной марки 1/11 — до 70 км/ч..

Существующие конфигурации стрелочных переводов:

  • Одиночные стрелочные переводы.
  • Обыкновенные или прямолинейные — когда одно из направлений полностью прямолинейно.
  • Симметричные.
  • Несимметричные односторонние или разносторонние.
  • Двойные стрелочные переводы.
  • Симметричные - когда два направления отклоняются одинаковыми радиусами на одинаковый угол в разные стороны, а третье направление прямолинейно. Так называемые тройники.
  • Перекрёстные стрелочные переводы — располагаются в месте пересечения под углом двух путей.

Отдельная группа стрелочных переводов – трамвайные. Главная функция трамвайного перевода заключается в изменении направления движения трамваев. При этом используются специальные парные клинья — перья стрелки. Существует ручной и автоматический перевод трамвайных стрелок. Ручной перевод — тяжелый и опасный труд. Современный перевод осуществляется автоматически за счет электрифицированной системы управления. Система управления стрелкой работает от контактной сети с напряжением 600 В.